Как сообщать пациенту плохие новости — Модель SPIKES

В 2000 году группа исследователей опубликовала в журнале «The Oncologist» статью с описанием методики SPIKES — протокола информирования пациентов с онкологическими заболеваниями. Позднее другие авторы делились опытом применения этой методики в целом для информирования пациентов с тяжелыми диагнозами.

Методика SPIKES состоит из шести шагов.

Шаг 1 — S: Setting up / Подготовка.

— Убедитесь, что у вас достаточно времени. Беседа может занять от 5 минут до часа.

Время вам потребуется, чтобы высказать все комментарии и чтобы дать время пациенту на их «переваривание».

— Сядьте напротив пациента, в идеале — рядом с ним. Пусть вас сейчас ничто не разделяет, даже стол.

— Поддерживайте зрительный контакт. Отсутствие зрительного контакта пациент может воспринять как равнодушие, пренебрежение. Ваше участие поможет пациенту принять новости и как можно быстрее пройти стадию отрицания.

Шаг 2 — P: Patient’s Perseption / Восприятие.

Перед тем, как рассказать, выясните, что пациенту уже известно о его заболевании, каков его текущий уровень информированности. Для этого задайте вопросы, например: «Знаете ли вы, зачем вам назначали МРТ?» «Что вам уже говорили про возможные варианты диагноза?»

Основываясь на том, что уже известно пациенту, вы сможете дополнить или скорректировать его видение.

Шаг 3 — I: Invitation / Приглашение к разговору.

Убедитесь, что пациент готов сейчас беседовать с вами о своем диагнозе. Спросите, хочет ли пациент, чтобы кто-то из близких присутствовал при разговоре. Большинство пациентов хотели бы обладать всей информацией.

Если пациент отказывается от разговора о своем состоянии, вам может потребоваться поддержка психолога. Если в вашем медицинском учреждении нет такого специалиста, вы можете воспользоваться группой поддержки, например, вот этой https://www.facebook.com/Psychotherapyst.Kudryavitskiy/

Шаг 4 — К: Knowledge / Информация о болезни.

Предоставьте пациенту полную информацию о всех аспектах его болезни.

— Коротко упомяните о проведенных исследованиях. Это позволит пациенту понять, на чем основаны ваши заключения.

— Сначала назовите диагноз, затем сразу же объясните его.

Используйте понятные пациенту слова. Пациент не учился в медицинском ВУЗе и не должен знать термины, которыми оперируют врачи в разговоре друг с другом.

И снова — не торопитесь. Многие пациенты жалуются, что диагноз, перевернувший их жизни, врач сообщал «на ходу».

— Опишите этапы лечения. Попросите пациента задать все интересующие вопросы. Будьте готовы к тому, что часть информации пациент «не услышит» сразу, её придется повторить. Объясните еще раз, если потребуется.

— Расскажите, каков прогноз.

Говорите честно, не драматизируйте ситуацию, но и не скрывайте информацию. Используйте позитивные примеры из своего врачебного опыта.

Шаг 5 — E: Emotion / Эмоции и эмпатия.

Как мы обсуждали в начале статьи, пациенты по-разному принимают известие о своей болезни. Какую бы эмоциональную реакцию не демонстрировал пациент, ответная реакция врача может быть только одна: эмпатия, то есть доброжелательная готовность к сопереживанию, без оценки или осуждения.

Скажите пациенту: «Я понимаю, что вам непросто было это услышать, и я мечтал бы этого вам не говорить. Я сделаю все, чтобы помочь вам, насколько это возможно».

Сохраняйте терпение и спокойствие. Как только пациент будет готов, переходите к шагу 6.

Шаг 6 — S: Support.

Опишите, как вы сможете помочь на каждом этапе: назначениями, информацией, поддержкой. Подготовьте заранее и дайте пациенту ссылки, буклеты, прочую информацию «для домашнего изучения». Дефицит информации пациент постарается восполнить доступными способами, а мнение «знатоков» и Интернета не всегда окажется достоверным.

Постарайтесь выяснить, существует ли сообщество пациентов с подобным заболеванием, реальное или виртуальное, группа поддержки, пациентская школа.

Получив информацию своевременно, в достаточном объеме, понятными словами, пациент будет знать, что означает его недуг, и перестанет его бояться.